Сегодня: четверг, 21 ноября, 2024
Статьи

Гид-маркет. Шоппинг в Интернете

25 июня 2008 11:29
Интернет-магазины в России уже давно не редкость, а доступный и хорошо известный способ покупки товаров. Сегодня через Интернет можно купить практически все от книг, цветов, билетов в театры, компакт-дисков до мебели и бытовой техники. Объем рынка электронной торговли в России в 2004 г. составлял $3,233 млрд (при этом физлицам было продано товаров на $662 млн), а в середине 2006 г. он вырос примерно в 1,5 раза. Большинство продаж - 44% - приходится на компьютеры, комплектующие, оргтехнику и канцелярские товары. Бытовая техника занимает порядка 27% продаж, продажи автомобилей и запчастей к ним - 18%, а на торговлю книгами, CD, DVD, MP3 приходится, как ни странно на первый взгляд, только около 4%.

Интернет-магазин: торговля по образцам

В самом широком понимании Интернет-магазин - это способ дистанционной продажи. Раньше люди заказывали товары по каталогам, например, "Посылторг", а сейчас несравненно большей популярностью пользуются интернет-магазины.
Существует несколько определений виртуальной торговой точки. Так интернет-магазином считается любая компания, осуществляющая оптовые или розничные продажи с заключением сделок через Интернет и обеспечивающая доставку товаров. Другое определение интернет-магазина гласит, что это юридическое лицо, имеющее соответствующую лицензию на торговлю, производящее сбор заказов на товары своего ассортимента посредством исключительно web-сайта. Интернет-магазин - это своего рода витрина, на которой покупатель может выбрать какой-то товар, сделать заявку на его приобретение и заплатить за покупку.
В основном, через online shop продают те товары, которые легко поддаются описанию, которые до покупки не нужно примерять, щупать, нюхать и т.д. Поэтому интернет-маркеты широко предлагают компакт-диски, книги, видеокассеты и DVD, мебель и бытовую технику, мобильные телефоны и теле-аудио-аппаратуру. Гораздо сложнее приобрести в сети косметику, парфюмерию, одежду, но подобных интернет-магазинов в сети немало. Видимо их владельцы рассчитывают на покупателей, которые проблему выбора не испытывают и выбирают интернет-магазины из-за более низких цен.
В зависимости от ассортимента, магазины на территории сети Интернет делятся на два вида: те, которые продают какой-то определенный товар (например, интернет-магазин цветов или книжный магазин) и универсальные магазины, где можно заказать и книги, и диски, и предметы интерьера, и косметику.
Пока интернет-торговля не закреплена какими-либо законами РФ, а большинство интернет-магазинов в своей работе руководствуется Законом Российской Федерации от 07.02.92г. ?2300-1 "О защите прав потребителей" (ред. от 17.12.1999) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.97г. N918 "Об утверждении правил продажи товаров по образцам".

Без ленивых продавцов
Интернет-магазины, как форма торговли, обладают целым рядом преимуществ по сравнению с обычными магазинами:
1)совершить покупку можно не выходя из дома
2)у каждого товара, представленного в интернет-магазине, есть краткое и подробное описание и для получения интересующей информации надо совершить минимум действий: всего-то 'кликнуть' по соответствующей ссылке, а не искать продавца-консультанта, который зачастую знает о товаре чуть больше покупателя
3)круглосуточный режим работы
4)отсутствие очередей
5)возможность купить уникальные вещи, например, книги, выпущенные небольшими тиражами, или юбилейные диски, причем не только в России, но и в любой другой стране мира. Через Интернет можно купить даже те товары, которые никогда не импортируются в Россию
6)более низкие цены по сравнению с розничной торговлей, ведь создание и обслуживание сайта стоит дешевле, чем аренда магазина
7)возможность покупки сопутствующих товаров, даже если они из другой номенклатуры товаров (например, при покупке кофеварки в интернет-магазине предлагают и кофе)
Кроме того, практически все современные интернет-магазины оснащены функцией поиска необходимого товара, т.е. подбора по характеристикам. В соответствующих полях указываются значения параметров и Интернет-магазин представляет только те модели, которые удовлетворяют требования покупателя. Поиск бывает простым или расширенным. При простом поиске учитываются 2-3 характеристики товара, чаще всего цена и 1-2 технических параметра, например, для цифровых фотоаппаратов это могут быть размер матрицы и оптический зум. При расширенном поиске учитываются практически все функции и характеристики товара, от цвета и размера до сложных технических параметров. Выбранные товары в интернет-магазине можно сравнить между собой, заглянув в специальную сводную таблицу. Увы, в обычных магазинах такое сравнение сделать не всегда возможно, обычно из-за того, что не найдется хорошего и знающего продавца, которому будет не лень представлять абсолютно все модели. Кроме того, в обычных магазинах часто стремятся продать тот товар, которого много на складе.
Если сравнивать интернет-магазины с другими системами продажи товаров по образцам, то у них тоже есть преимущества:
1)интеграция с внутренней учетной системой предприятия, поэтому информация о ценах, наличии товаров, возможности заказа и сроках его исполнения для любого товара, предлагаемого на сайте, необыкновенно актуальна
2)доступ к динамически обновляемой информации о движении заказа, т.е. в любой момент покупатель сможете посмотреть, на какой стадии находится заказ: товар уже в пути, или его еще ждут на складе.

Удобно, но не всегда безопасно
Конечно, интернет-магазины - это удобный и перспективный сервис, но не всегда и не все можно купить через Интернет без проблем. Особенно часто вопросы возникают при покупке товаров, которые стоило бы перед покупкой мерить. Полученная по почте кофточка может оказаться не такого яркого цвета, как на фотографии в Интернете или вожделенные туфли могут оказаться маловаты. Виртуальные примерочные - пока только внедряются на подобных сайтах. Проблемы могут возникнуть и при покупке техники или предметов быта. Хорошо зарекомендовавшие себя и давно работающие на рынке интернет-магазины , скорее всего, возьмут вещь назад и вернут деньги. В остальных случаях покупателю предлагают другой товар и убеждают, что ноутбук хорош и без пишущего DVD. Но в любом случае на возврат денег или на обмен заказа уходят время и нервы.
Могут быть нарушены и сроки доставки товаров: покупатель рассчитывал получить новый диск любимого исполнителя сразу после его выхода, и заплатил за это немалые деньги, а диск пришел через месяц, когда он продается в обычных магазинах в два раза дешевле. В таких ситуациях лучше всего аннулировать заказ и требовать назад свои деньги еще до того как товар придет, сразу же после нарушения сроков доставки. И солидные интернет-магазины извиняются и деньги действительно возвращают. Недавно моему приятелю возвратили деньги за оплаченную книгу, когда прошло 2 недели после оформления заказа, а товар все так и не была получен.
Известны случаи, когда виртуальные магазины распространяли некачественную продукцию, преувеличивали достоинства товара, представляли недостоверную информацию об ассортименте. Подобные факты формирует негативное отношение к виртуальным магазинам и это является серьезной проблемой для электронной торговли. Однако, эксперты уверены, что с совершенствованием нормативно-правовой базы качество обслуживания и объемы Интернет-шоппинга существенно возрастут.
В Безусловно, популярность он-лайн магазинов у массового потребителя повысится с развитием инфраструктуры электронной торговли - системы платежей, хранения и доставки. Одна из ведущих компаний дистанционной торговли строит в России логистический центр для комплектования, упаковки и отправки товаров.
Ну а пока, Интернет-магазины могут представлять некоторую угрозу финансовой безопасности заказчика. Во-первых, при оплате товаров кредитными картами, код CVV2/CVC2 может узнать практически любой неплохой хакер - это не так уж сложно. Затем, пользуясь картой, он сможет покупать все, что ему захочется. И кстати сказать, код CVV2/CVC2 карты может узнать не только хакер, но и при покупках кассир в магазине, и официант в баре. Поэтому полезно проявлять бдительность: не оставлять их без наблюдения, не оплачивать ими товары в сомнительных интернет-магазинах и пользоваться услугой "мобильный интернет", чтобы в случаях несанкционированного списания денег со счета быстро узнать об этом и заблокировать карту.
Во-вторых, в виртуальном пространстве не дремлют интернет-мошенники. Стоит опасаться фишинга, его цель - идентификационные данные пользователей. Фишинг-атака происходит следующим образом: пользователь получает письма от имени популярных брендов со ссылками на сайты фальшивых Интернет-магазинов, точных копий настоящих (только название сайта отличается на 1-2 буквы). Покупка требует регистрации в сети и оплаты товара. В первом случае пользователи частенько используют одно ключевое слово - пароль и к другим сервисам. Во втором - заказчик введет номер и прочие данные своей пластиковой карты. Именно это и нужно злоумышленнику, который может тут же опустошить кредитку жертвы. Знатоки online shoping советуют настороженно относится к электронным магазинам с явно заниженными ценами - таким образом кибер-преступники привлекают покупателей.

Авиапочтой в 2 раза быстрее
Вместе с тем заметим, что бдительность нужна и в обычном универмаге - остаться без кошелька можно и здесь. Будем считать, что необходимая порция предосторожностей высказана. А теперь поговорим о способах доставки товаров с виртуальной витрины. Их несколько:
1)Доставка курьерской службой: курьерская доставка, в принципе, осуществляется во всех городах России, но она быстрее и дешевле, если офис интернет-магазина находится в городе заказчика. Большинство офисов и складов интернет-магазинов находятся в Москве и Питере, поэтому доставка товаров в Саратов занимает 2-4 рабочих дня, в Саратовскую область - 3-7 дней. Стоимость доставки из Москвы в Саратов составляет 300-400 руб. Для передачи заказа представитель курьерской службы связывается по телефону и согласовывает место и время передачи заказа, обычно доставка осуществляется с 9.00 до 21.00 ежедневно.
2)Выдача товаров в пункте выдачи заказов: можно забрать свой товар в определенном месте, в офисе или на складе.
3)Почтовая доставка: можно получить товар в отделении почтовой связи по месту жительства, срок почтовой доставки обычно составляет от 2 до 6 недель в зависимости от удаленности региона доставки от офиса Интернет-магазина. Чтобы получить товар быстрее, можно заказать доставку авиапочтой, тогда товар прибудет через 1-3 недели. Заказы при весе до 2 кг и стоимостью до 1 тыс. руб. посылаются ценными бандеролями, заказы весом от 2 кг до 9,5 кг отправляются ценной посылкой. При доставке бандероли или посылки на почту заказчик получит соответствующее уведомление . Следует помнить, что за хранение посылки более недели придется доплачивать, посылка или бандероль, не востребованная получателем в течение месяца, возвращается отправителю. Стоимость доставки определяется в зависимости от веса посылки и расстояния.

Некоторые магазины открывают счет для клиентов
В обычном магазине за товар расплачиваются либо наличными, либо кредитной картой, а в Интернет-магазине способов оплаты значительно больше:
1)Наличный расчет: деньги передаются курьеру, вместе с заказом покупатель получает товарный чек и гарантийный талон, если он предусмотрен.
2)Оплата кредитной картой: товар оплачивается после оформления заказа с помощью пластиковой карты, для этого она должна иметь код CVV2/CVC2. Это контрольный номер, состоящий из трех цифр, который напечатан на обратной стороне кредитной карты, обычно в верхнем правом углу специальной полосы для подписи. Такой код точно имеют карты VISA classic, EuroCard/MasterCard, American Express, Diners Club. К сожалению, не все банки выпускают с кодом CVV2/CVC2 популярные в России VISA Electron и Cirrus/Maestro. Заметим, что не все российские интернет-магазины принимают карты American Express, Diners Club, все принимают VISA classic, EuroCard/MasterCard.
3)Электронные платежи: товар можно оплатить практически через любую систему электронных платежей (лишь некоторые интернет-магазины вводят ограничения и позволяют совершить покупку только через определенные системы): WebMoney, e-port, KreditPilot, Яндекс.Деньги и т.п. Можно воспользоваться предоплаченными картами "Рапида" номиналом 500 руб., 1 и 3 тыс., их можно приобрести в салонах связи и все в тех же Интернет-магазинах. А платеж производится на сайте www.rapida.ru, где указываются реквизиты карты, магазин, его реквизиты и стоимость заказа.
4)Наложенный платеж: если товар идет по почте, он оплачивается на почте в момент получения. Стоит сказать, что это один из самых затратных способов оплаты - стоимость заказа увеличивается на 30-40%, так как в сумму наложенного платежа включается стоимость самого товара, немаленький размер почтового тарифа, и 3%-ный почтовый страховой сбор, который определяется в зависимости от заявленной стоимости посылки и НДС с общей суммы сборов за посылку. Кроме того, оплата наложенным платежом, как правило, возможна только при условии доставки товара по России.
5)Банковский перевод: товар можно оплатить через любой банк, действующий на территории России. Заказчику достаточно узнать банковские реквизиты Интернет-магазина. Покупателю наверняка придется оплатить комиссионный сбор банка за перевод денежных средств, он составляет в среднем 1-3% от стоимости заказа. Следует учесть, что денежные средства на счет магазина будут переведены через 2-3 рабочих дня, и далеко не все магазины резервируют заказанный товар на складе до получения оплаты, так что при банковском переводе существует риск остаться без покупки. Правда, хорошие магазины в обязательном порядке возвращают деньги.
6)Почтовый перевод: предварительную оплату покупки можно произвести на почте, что значительно дешевле, чем наложенный платеж. Стоимость почтового перевода составляет в среднем 5-7% от стоимости заказа, а срок перевода - 1- 2 недели.
7)Электронный почтовый перевод: предварительную оплату товара можно произвести в одном из отделений почтовой связи, подключенных к Единой Системе Почтовых Переводов, с помощью платежной системы "Рапида". Этот способ перевода выгодно отличается низкой комиссией за проведение платежа - 1,77 % от суммы и небольшим сроком - 1-2 рабочих дня.
8)Пользовательский счет клиента: некоторые интернет-магазины открывают для своих покупателей отдельные счета. На них можно перечислить деньги, здесь копятся всевозможные бонусы и деньги за возвращенные товары, за товары, которые не были доставлены (например, если товар был реализован другому покупателю, пока шел денежный перевод) или за покупки, от которых отказались. Деньгами с таких счетов можно оплачивать как всю покупку целиком, так и часть заказа.

По законам рынка, если посетителя устраивают все условия продаж - он становится покупателем. Следовательно стремительное развитие электронной торговли возможно только при устранении потребительских рисков. В этом случае вряд ли кто откажется от удобного, выгодного и безопасного шоппинга.

Ольга Петрова
Например: Билайн