Сегодня: четверг, 21 ноября, 2024
Статьи

Гид-маркет. Правда о скидках

25 июня 2008 11:51
Скидки!!! Sale!!! Sold!!! 30%! 50%! 70%!
Какая витрина магазина одежды, обуви или косметики не украшена объявлением о скидках. Одни кричат, другие радостно заявляют, третьи скромно сообщают, даже неохотно напоминают, но в любом случае обещают продать товар по сниженной цене. Редкий продавец не делает скидки - перед Новым годом, по дисконтной карте, в связи с открытием или закрытием магазина или просто "только для вас"


Если будете брать, то уступлю

Повсеместная уценка товара в большинстве модных салонов основывается на приеме рыночных продавцов: "это стоит 2 тыс. руб., но если будете брать, 200 руб. уступлю". Создается иллюзия выгодной покупки, удачного случая. Покупателю приятно думать, что он прилично сэкономил, а продавец недополучил прибыль. В период распродаж люди тратят в магазинах больше средств, чем в обычное время - это факт. Психологи относят эти покупки к разряду импульсивных - приобретаются не всегда нужные и качественные вещи. Сомнительная экономия. Владельцы же магазинов подсчитывают реальную прибыль.
Гораздо выгоднее продавцу, чем покупателю и дисконтные карты. Таким образом, привлекаются постоянные клиенты, а скидка - магическое слово, которое волшебным образом действует на покупателей и обеспечивает постоянный доход.

Какие бывают скидки
Все скидки, которые обещают продавцы товаров и услуг, можно разделить на несколько основных групп:
1.Простые - предлагаемые в том случае, когда покупатель не готов купить товар по заявленной цене, а продавцу хочется немедленно его продать.
2.Рекламные - это скидки, призванные привлечь внимание покупателей к какому-либо товару (обычно новому) или магазину. В этой группе - все скидки к открытию или, наоборот, закрытию магазинов, скидки на товары, не пользующиеся особенной популярностью, на незнакомые потребителю или не достаточно функциональные товары.
3.Дисконтные или накопительные - это скидки, предназначенные для того, чтобы сделать покупателя постоянным клиентом магазина или потребителем определенной марки. Покупатель получает дисконтную (или клубную) карту с правом на скидку при последующих покупках в этом магазине, причем с увеличением покупок, размер скидки обычно увеличивается.
4.Прогрессивные - это скидки, которые предоставляются при покупке нескольких единиц одного товара. Чем больше единиц, тем меньше цена. Такие скидки часто практикуют рыночные торговцы: при стоимости одного пучка редиски 5 руб. 3 связки этого корнеплода продаются за 10 руб. Прогрессивные скидки предлагают и крупные именитые продавцы.
5.Оптовые - это разновидность прогрессивных скидок, только процент их выше, а партии товара, на которые они распространяются - больше.
6.Бонусные - другая разновидность прогрессивных скидок, они учитывают не только количество приобретенного товара, но и его стоимость.
7.Сезонные и праздничные - предоставляются в определенный сезон или в праздничные дни (причем, праздничными днями могут быть не только общепринятые праздники, но и дни рождения магазинов). Сезонные скидки чаще всего распространяются на одежду и обувь и проводятся круглый год: в феврале-марте со скидкой продают шубы, в мае - куртки и пальто, в сентябре - купальники, но самые масштабные сезонные распродажи проходят в июле, когда распродаются коллекции весна-лето, и в конце декабря - январе, когда ликвидируются осенне-зимние коллекции.

Скидка с накидки
Практически любая скидка, к какой бы группе она не относилась - это скидка с надбавки на цену. Путь товара на прилавок лежит через цепь посредников, каждый из которых прибавляет определенную сумму к себестоимости продукции: от 10-30% до 50-100%. Таким образом, в магазин поступает товар, цена которого в большинстве случаев превышает себестоимость в среднем на 30-100%. И это не предел. Продавец, в свою очередь, увеличивает цену еще на 20-30%, иногда и больше. Целый букет процентов. Все, что получилось в итоге - потребитель увидит на этикетке.
Потенциальная скидка - это уменьшение наценки продавца.
Но очень часто цена не снижается ни на копейку: до 5 марта на ценнике милой юбочки значится 1,8 тыс. руб., а после этой даты магазин заявляет о скидке, и вешает на юбку новый ценник: старая цена 2 тыс. руб., новая - 1,8 тыс. руб. Вот вам и скидка 10%.
А как ловко магазины закрываются "навсегда" с тотальной распродажей, а потом открываются через 2 недели! И не всегда скидки в честь открытия, а потом закрытия - это возможность сэкономить. В одном из таких магазинов буквально на днях я собственными глазами видела туфли со "старой" ценой 860 руб. и "новой" - 720, а в другом салоне такая же пара все это время продавалась за 720 рублей без скидок. Если магазин действительно закрывается навсегда и в срочном порядке реализовывается оставшийся товар, то цены падают, как минимум, на размер наценки продавца. Но покупателями, в этом случае, чаще всего становятся родственники, друзья, приятели. Однажды, когда закрывался магазин моих знакомых, я стала счастливой обладательницей джинсовой куртки за 350 руб., на ценнике которой значилась цена - 1,3 тыс. На сколько же была увеличена цена товара, если я смогла купить его почти в 4 раза дешевле?
Значительные скидки от первоначальных цен предоставляют сетевые магазины одежды и обуви, особенно в периоды распродаж.
Прокомментировать свою ценовую политику согласились в компании "Tom Tailor": "В период распродаж или при снижении цены на определенный товар, мы не ставим себе цель получить прибыль. Мы стремимся реализовать модели, которые остались в 1-2 размерах или пользуются низким спросом у покупателей. Это вынужденная мера, ведь мы каждый месяц обновляем ассортимент. В Саратове представлены 3 линии Tom Tailor - Woman, Man Casual, Kids, в каждой из них - 12 коллекций. Мы снижаем цены некоторых товаров на 20-30% уже через 2 месяца после новых поступлений. Т.е. уцененные товары можно приобрести в течении всего года.
Ну, а более значительные скидки предоставляются в июле, когда проходит распродажа весенних и летних коллекций, и в феврале, когда мы реализуем осенние и зимние модели. Цены снижаются на 30-70%."
В компании уверяют, что прилично сэкономить можно и с помощью дисконтной системы скидок. В магазинах "Tom Tailor" 5%-й дисконт выдается при единовременной покупке на сумму 5 тыс. руб, 10%-й предоставляется при накоплении покупок на сумму 50 тыс. руб. Скидка по карточке Countdown составляет 10%, однако она не распространяется на уже уцененные товары.

Не купишь - заставим, не хочешь - подарим
Моральный износ бытовой техники и прочих товаров длительного пользования не такой стремительный, поэтому к скидкам на них нужно относиться осторожно. Они предоставляются на недоработанные или устаревшие модели либо на товары, которые были забракованы, сданы по гарантии, отремонтированы и вновь выставлены на продажу. И такой вид скидки, как товар в подарок, это и в самом деле скидка, так как за те же деньги Вы получаете больше) обычно большой радости не приносит. В этом случае к качественному и дорогостоящему товару прилагается что-то скромненькое и не столь мало востребованное. Например, что делать с пылесосом для автомобиля, если у Вас автомобиля нет? Есть вариант - пойти в другой магазин, где продается тоже самое дешевле и без подарка.

Объект своей приверженности надо тщательно выбирать
Каждый второй современный покупатель имеет коллекцию дисконтных карт. Большинство магазинов, а также салоны красоты, аптеки и частные клиники выдают их бесплатно. Некоторые вручают карту при первой покупке или посещении, иногда для этого надо оставить в магазине определенную сумму или прийти во время рекламной акции. В любом случае, цель раздачи картонных или пластиковых прямоугольников - обрести постоянного клиента.
Скидка 2-3% практически незаметна. Парикмахерские или салоны красоты, например, предоставляют и без того скромную скидку только на одну услугу. При этом за углом тоже самое можно и без скидки приобрести дешевле. Пустяшная уступка продавца достойна применения лишь в случае крупной или дорогостоящей покупки. К приличным скидкам эксперты относят 10% снижение цены - такой картой не стоит пренебрегать.
Впрочем, солидные торговые предприятия предоставляют своим постоянным покупателям завидные льготы - значительные скидки, приятные подарки. Например, обладатели карты Клуба постоянных покупателей "ТЦ-Поволжье" имеют определенные преимущества перед остальными клиентами. Кроме всего прочего, члены Клуба участвуют в закрытых конкурсах и лотереях, для "своих" "ТЦ" проводит вечеринки, рассылает поздравление с праздниками. За 9 лет существования Клуба, его членами стали 30 000 саратовцев и жителей области.
Следует отметить и привлекательные условия бонусной программы "Покупатель месяца" - в конце месяца каждый магазин "ТЦ" номинирует своих лучших покупателей, предоставляет подарки. Кстати, дисконтные карты этой компании действуют в магазинах "GAS", "Веnеtton", "Mex", "Colours & Beauty", "Бельпостель", "Мебель-Дядьково", "Интерспорт", "Для душа и души".

Скидку можно купить
Предельно тщательно следует взвесить все "за" и "против" покупки дисконтных карт. Чаще всего их продают супермаркеты. Срок действия таких карт ограничен, обычно их продают на 1 год. Скидки составляют не более 5%, причем распространяются на определенную группу товаров, которые продаются по "специальным ценам для постоянных покупателей". Обычно в особый перечень входят дорогостоящие и менее популярные товары - красная, черная икра, элитные спиртные напитки. Иногда скидка распространяется и на "ходовые" товары, но цены на другие продукты могут оказаться завышенными. В итоге, стоимость покупки со скидкой может оказаться выше по сравнению с таким же набором товаров в другом магазине.
При покупке дисконтной карты полезно внимательно ознакомиться с условиями скидок. Она окупается в случае частых и крупных покупок в одном магазине.
Стоит отметить, что в Саратове продаются карты нескольких дисконтных систем, например, Countdown и Клуб Добросовестных предпринимателей, по карточкам которых можно получить скидки в целом ряде магазинов и фирм.

Большинство покупателей еще помнят традиции системы советской торговли, кстати, кое-где еще можно встретить некоторые ее проявления. В большинстве же случаев, служители прилавка весьма доброжелательны. Наверное, это нелегко. Однако и покупателям достается - нужно порядком потрудиться, чтобы найти качественный товар, просеять льстивые комплименты продавца и не обмануться заманчивыми предложениями о выгодной цене.

Ольга Петрова
Например: Билайн