Чуть больше недели назад в Саратове случилось замечательное во всех отношениях событие: несколько десятков бывших работников сети "Гроссмарт" перекрыли улицу Соколовую в районе торгового центра "Пентагон", требуя погашения задолженности по зарплате. За последние два десятка лет в России таким образом пытались отстаивать свои права многие - шахтеры и колхозники, врачи и учителя, обманутые вкладчики и измученные отсутствием воды (тепла, электричества и т.п.) жильцы многоквартирных домов, но только не представители торговли, поскольку уж она-то традиционно считалась благополучным сектором экономики. Акция протеста саратовцев сделала очевидными целый ряд проблем торгового бизнеса, а также вызывает несколько важных для города вопросов. Значит ли закрытие "Гроссмарта" в Саратове, что формат супермаркета "проигрывает" рыночное соревнование "демократичным" сетям? И какие перемены можно вообще ожидать в обозримом будущем в сфере местной розничной сетевой торговли?
Ответ на первый вопрос очевиден, поскольку находится за пределами Саратовской области. Дело не в том, что формат супермаркета проиграл демократичным сетям, а в том, что у компании, которая владеет сетью "Гроссмарт" в России, есть большие финансовые проблемы. Еще в начале августа "Ведомости" выяснили, что как минимум 30 магазинов этой марки (из 199) по стране уже закрыты. А к середине августа компания "Элекскор", развивающая сеть, попросила признать себя банкротом.
То есть говорить о том, что супермаркеты с большим ассортиментом в Саратове не прижились, было бы неправильно. Напротив, старый город с сохранившимся "купеческим" духом, скорее всего, нуждается в еще большем разнообразии. Как уже указывалось в одной из недавних публикаций на портале "СаратовБизнесКонсалтинг", в городе в настоящее время нет ни одного по-настоящему "гурманского" магазина, где можно было бы приобрести не просто дорогие продукты питания, а выходящие за пределы обычного городского "продуктового набора" и принципиально новых для региона марок и производителей.
В Саратовской области до недавнего времени работали 7 магазинов под вывеской "Гроссмарт", причем пятый магазин в Саратове, на Новоастраханскоем шоссе, открылся этим летом, в середине июня. Как говорят в России, "свято место пусто не бывает", и уже известно, на месте супермаркета в "Пентагоне" должен открыться магазин известной федеральной сети "Перекресток", входящий в Х5 Retail Group, которой принадлежат представленные и в Саратове магазины под брендом "Пятерочка".
Миллиарды в корзинках
В целом для Саратова и области рынок розничной торговли продовольствием и сопутствующими товарами - растущий сегмент экономики. За 2005 год потребительский рынок региона вырос на 15%, за 2006-ой - на 13. За 1-е полугодие текущего года оборот розничной торговли только в Саратове по сравнению с первым полугодием 2007-го возрос на 12,1% и составил более 38 млрд руб. Вместе с Балаково, Балашовом и Энгельсом областной центр делит три четверти всей розничной торговли области. Вернее, "делит" - это даже не то слово. Можно не сомневаться, что Саратов уверенно доминирует в этом процессе, поскольку еще в 2005-ом доля города составляла 52% всего торгового оборота.
Еще в 2005 году каждый "среднестатистический" житель области оставил в магазинах и на рынках более 30 тыс. руб. Понятно, что в Саратове, где самые высокие доходы, эти суммы в расчете на один кошелек гораздо выше. За них и идет основная борьба. Причем, торговые сети и магазины других форматов ее уверенно выигрывают. По официальным данным городской администрации, в январе-мае этого года оборот розничной торговли формировался 'торгующими организациями' на 93,6%, а доля рынков составила всего 6,4%. И это при том, что еще год назад эта доля была около 10%.
На 1 апреля 2007 года только в областном центре работали 234 сетевых магазина. С тех пор их количество еще более возросло. Сегодня для Саратова и Энгельса совершенно обычной стала ситуация, при которой в одном небольшом микрорайоне могут быть представлены магазины чуть ли не всех местных сетей. Есть примеры, когда два магазина разных сетей делят одно большое здание бывшего советского универмага, и входы в них расположены буквально в паре метров друг от друга. Концентрация разных продуктовых магазинов в некоторых конкретных местах такова, что вообще не понятно, как им удается выживать при таком уровне конкуренции друг с другом за вполне ограниченные деньги населения.
Что же касается перспектив сетевой торговли в регионе в целом, то здесь многое будет зависеть от общефедеральных и даже мировых финансовых процессов. Пока все идет к тому, что перемены будут, и без перераспределения собственности и долей рынка в Саратове не обойдется. Начать хотя бы с того, что уже в прошлом году саратовцы были обеспечены торговыми площадями сверх градостроительных норм. На каждую тысячу жителей прошлой весной приходилось уже 382 "квадрата" торговых площадей - при норме 280. И это при том, что новые торгово-развлекательные центры, в каждом из которых обязательно есть "якорный арендатор" в виде большого продовольственного супермаркета, еще только на подходе, поскольку строятся.
Дискаунтер: kak eto budet po-russki?
Еще более серьезное влияние на местный рынок цивилизованной торговли окажут общероссийские перемены в этом секторе. Уже летом этого года эксперты и аналитики констатировали, что российские розничные сети потеряли темпы роста и начали сворачивать амбициозные планы. А инвесторы, раньше готовые вкладываться чуть ли не в любой розничный проект, стали гораздо более осмотрительны.
При этом сам рынок розничной торговли в России еще далек от законченного вида, ведь, по словам специалистов, форматы розничной торговли у нас еще только складываются. К примеру, практически отсутствует такой формат магазина, как дискаунтер. Он родился в Германии в условиях дешевой недвижимости и дорогой рабочей силы. В России, по мнению специалистов, все как раз наоборот, а потому и формат пока не приживается.
По мнению специалистов, "классический" дискаунтер поверг бы российского потребителя в шок, поскольку такие магазины представляют собой скорее склад, чем магазин. Покупатель сам должен распаковать товар и достать его из коробки. Интерьер, чтобы избежать лишних затрат, делается предельно "суровым". Сервис в таких заведениях минимальный, поэтому на персонал тоже не надо тратиться. В одном магазине могут работать всего четыре человека. Известно, что изначально магазины федеральной сети "Магнит" создавались именно как дискаунтеры. Однако позднее формат сделали более мягким, что известно любому саратовцу, который посещает эти магазины в течение ряда лет.
По мнению экспертов, формат настоящего дискаунтера появится в России лишь тогда, когда рынок будет достаточно насыщен и конкуренция логично приведет к тому, что дискаунтеры по ценам будут действительно "на порядок" отличаться от супермаркетов. Пока же российские потребители, включая саратовцев, с любой толщиной кошелька хотят чувствовать себя в магазинах "хозяевами жизни", а потому настроены на как можно более высокий уровень сервиса и принципиально не прощают магазинам, если там хоть чем-то напоминают им о ненавистном "совке".
Заемное счастье
В связи с этим за последние годы сети недорогих магазинов начали тоже приспосабливаться к потребностям рынка и меняться. Они стали заметно более активно заботиться об оформлении торговых залов, расширять ассортимент, вводить более дорогие бренды и даже продавать кулинарию и охлажденные полуфабрикаты.
Кроме того, появилась тенденция, когда владельцы сетей под вывеской известных магазинов небольшого размера начинают открывать масштабные супермаркеты. Те, что есть на рынке, не намерены проигрывать конкуренцию "новичкам", поэтому в борьбе используются все новые инструменты. Один из давно и успешно себя зарекомендовавших - это собственное производство, когда некоторые продукты начинают производить прямо в торговой точке. Оно выгодно и для магазинов, и для потребителей по целому ряду причин. "Продукты легкого приготовления" сегодня становятся все более популярны, поскольку спрос на полуфабрикаты уже сформирован. Пекарные отделы представляют собой наглядное использование так называемого "арома-маркетинга", поскольку в ходе рабочего процесса "производят" аромат свежеиспеченного хлеба, что придает магазину особую атмосферу. К тому же "свои" продукты для торговых заведений - это дополнительное средство привлечения постоянных покупателей, которые понимают, что полюбившиеся товары можно купить только здесь, и нигде больше. Правильно организованное производство может обеспечить около 20% оборота супермаркета, при этом его рентабельность может достигать 70%. Впрочем, все эти новые прелести "буржуазной торговли" будут возможны в Саратове в том случае, если сектор будет активно развиваться. А именно этот вариант сейчас в стране находится под большим вопросом. Как отмечают эксперты, розница работает на заемные средства. Она входит в число самых кредитоемких отраслей. До недавнего времени ритейлеры активно прибегали к публичным займам, размещая облигации и векселя. Инвесторы были настроены так позитивно к этой отрасли, что под небольшие ставки серьезные деньги могли привлекать не только "монстры" торгового бизнеса, но и малоизвестные компании из регионов с невразумительной отчетностью и планами развития. Сейчас, в связи с общемировыми финансовыми проблемами, дешевые деньги для отрасли становятся большим дефицитом. Планы быстрого роста вызывают много вопросов, компании начали сталкиваться с проблемами рефинансирования долгов. Если ситуация на фондовых рынках будет ухудшаться, розничным сетям придется сокращать программы развития, закрывать нерентабельные точки и "жить по средствам". Разумеется, в Саратове в связи со всеми этими мутными перспективами тоже возможны перемены. Но в чем они выразятся, вряд ли могут совершенно определенно сказать даже сами участники рынка.
Евгений Озеров